Бийск сокровенный
Автор статьи: Ерошкин Дмитрий Васильевич,
Историк-краевед
г. Бийск, Алтайский край
E-mail: yerosh@ rambler.ru
Бийск - один из старейших городов Алтайского края, основанный по прямому указанию царя Петра I летом 1709г. Бикатунская крепость, с которой, собственно, и начался город являлась одним из ключевых форпостов Колывано-Кузнецкой оборонительной линии, защищавшей западно-сибирские владения России от Джунгарского ханства и его вассала на Алтае - Телеутского княжества.
Непростые отношения России с этими кочевыми феодальными государствами подчас переходили в мелкие, а то и крупные военные столкновения.
Однако малочисленность российских военных формирований в Сибири, состоявших в основном из <служилых> людей, казаков, а так же перешедших на русскую службу татар и телеутов, заставляла русское правительство искать компромисса, мирные пути выхода из конфликтных ситуаций.
Русским ясашным отрядам (сборщики дани) было строго настрого запрещено вступать в любые боевые столкновения с аналогичными отрядами джунгар. Занятое войнами с Польшей и Швецией, на западе русское правительство просто не имело ни реальных сил, ни возможностей проводить активную политику в восточных регионах обширного российского государства.
Однако, когда в начале 18 века стало достоверно известно о планах джунгарских правителей полностью включить в состав ханства междуречье Иртыша и Оби, Петр I не стал медлить, и приказал в кратчайшие сроки развернуть цепь военных укреплений, острогов и крепостей в Южной Сибири. Бикатунская крепость в этом плане имела особое значение: она была поставлена в глубоком тылу <Телеутской землицы> в том месте, где пролегала наиболее кратчайшая дорога с <плавежной> переправой в глубь Горного Алтая и Монголии.
Как пишет профессор А.П. Уманский, <по долине> Бии и Кондомы через <плавежную> переправу на Оби близ слияния Бии и Катуни проходила <Калмыцкая дорога>, по которой еще в XVIII в. бухарские купцы и джунгарские алманщики (сборщики <алмана> - дани) ездили из Джунгарии в Кузнецкую и Киргизскую землицы. Именно здесь находился центр расселения алтайских племен и глубокой тыл Телеутской землицы>.
Есть основания предполагать, что дорога эта эксплуатировалась еще с самых древнейших времен. Так, в окрестностях Бийска археологами - краеведами в разное время были найдены монеты Боспорского царства, Византийской Империи, а так же бронзовая фигурка Геракла в львиной шкуре, изготовленная предположительно в греческих колониях Причерноморья. Эту фигурку и сейчас можно видеть в экспозиции местного краеведческого музея.
По мнению ряда ученых, здесь, на слиянии Бии и Катуни проходила северная ветка Великого Шёлкового Пути. Основное направление этого Пути, как известно, находилось южнее, на территории Восточного Туркестана.
Место, где стоит сейчас город Бийск, имело в древности и особое культовое значение.
Во-первых, районы слияния рек и в древности, и в наше время почитаются местными народами как особые места Силы. Во-вторых, сохранился ряд интересных свидетельств, так или иначе указывающих на наличие здесь крупного сакрального центра.
Хорошо известно, что еще задолго до похода Ермака, в 15 в. русские воеводы делали успешные вылазки за Урал, достигая берегов Оби.
Сведения о Сибири собирались и через другие источники - сообщения дипломатов, купцов, пленных татар.
В 1549 году в Вене вышла в свет книга австрийского посла при дворе Василия III, барона С. Герберштейна <Записки о Московии>, в которой упоминалось о крупной торговой фактории Грустина (она же <Великий город> в <Сказании о человецах незнаемых>), находившейся в самых верховьях Оби, при слиянии рек Бии и Катуни. Надо сказать, Сибирь для европейцев долгое время бела , но Герберштейн как посол имел возможность познакомиться со всеми первоисточниками по сибирской тематике. Грустина упоминается еще с одним городом - Серпонов. В XIV - XVI вв. эти города являлись крупными торговыми форпостами южносибирских тюркоязычных народов. Эти города связывали охотников и оленеводов нижнеобского севера с Индией, Средней Азией и Восточным Туркестаном.
Вот что рассказывал об этих двух торговых городах в 1618 году первому русскому послу в Китае Ивану Петлину <брацкой татарин Куштак>: <есть де река Каратал, велика... А та де река Каратал впала в ту Обь великую... А от Каратала де по той реке стоят два города каменные, да деревни брацкие. А из-за той де великой реки приезжают к нам манцы (иноязычные люди Прим. ред.) со всякими товарами, меняют де с нами и саяны на оленье кожи и на лосины и на соболи и на бобры, а наш де дают противо камни и бархаты и тафты и зендени черные, а и назад де за ту реку поедут>. В свою очередь, барон Герберштейн пишет, что <от устья реки Иртыша до крепости Грустины два месяца пути; от нее до озера Китая (возможно, в горах Тибета - Прим. Ред.) рекою Обью более чем три месяца пути. От этого озера приходят в большом множестве черные люди, лишенные общего всем дара слова. Они приносят с собой много товаров, преимущественно же жемчуг и драгоценные камни, которые покупаются грустинцами и серпоновцами. Они называются лукоморцами от Лукомории, лежащей в горах, по другую сторону Оби от крепости Серпонова. Сказывают, что с людьми Лукомории происходит нечто удивительное и невероятное, весьма похожее на басню: как носится слух, они каждый год умирают именно 27 ноября, когда у русских празднуется память св. Георгия, и потом оживают, как лягушки на следующую весну, большею частью около 24 апреля>.
- По мнению академика Б.А. Рыбакова, темный цвет кожи пришельцев из Лукоморья, о которых пишет австрийский посол, а так же их товары - самоцветы и жемчуг - наводят на мысль об индейских купцах, которые могли интересоваться пушниной и мамонтовой костью. К тому же немая торговля при незнании языков была достаточно известна в Турфане (Восточный Туркестан). Конечно, может вызвать сомнение своей неправдоподобностью рассказ об умирании и воскрешении <черных людей>. Но сейчас мы знаем о феноменах долгой тантрической медитации транса, о темном ритрите и т.д. Возможно, <черных людей> в наших краях интересовала не только торговля...
В дополнение к этой информации можно привести цитату известного голландского историка Николая Витсена. В своем труде <Северная и Восточная Татария> он писал: <Говорят, что в Сибири в некоторых местах можно увидеть пришедшие в упадок старые стены и развалины бывших там, повидимому, городов, и что иногда там находили разные памятники. Из последних явствует, что в более древнее время страну эту населяли народы более высокого развития, нежели ныне, потому что теперь подобных построек там вовсе не знают>.
Неизвестный русский автор середины XVII в., описываю Южную Сибирь, отмечал <по тем рекам многие грады каменные и великие палаты по степным местам, а все пусты и иные от давних лет осыпаются, а какие люди сталися никто о сем не весть...>. В 1670 г. сибирская канцелярия сообщала царю Алексею Михайловичу, что <не в дальном расстоянии от р. Иртыша на сибирской стороне имеется город с великими каменными башнями и с строением каменных палат. Во оный город башкирцы по вся годы приезжают для отправления своих молитв...>.
Уже в начале 17 века русским властям было известно о наличии в Сибири многочисленных остатков древних городов. Авторы ранних сибирских летописей полагали, что древние города существовали в Сибири до татар, еще во времена мифической <чуди>. Легенды о таинственном народа <чудь> (от слова <чудесный>) до сих пор бытуют в среде алтайских старообрядцев. Согласно одной из них, записанной в 1926 г. Н.К. Рерихом, таинственная <чудь> вся целиком ушла через пещеры глубоко под землю с приходом так называемого <Белого царя>. <Белый царь>, вероятно, есть метафора последнего крупного оледенения...
Древнегреческий поэт Аристей, побывавший на Алтае, в своей поэме <Аримаспея> так же упоминает неких <грифов> (грифонов), стерегущих в горных пещерах золото. Исследователь конца 19 века С.П. Швецов в своей книге <Горный Алтай и его население> пишет, что в долинах рек, Чулышмана, Башкауса, Чуи, а также Катуни, Урсула и других встречаются следы весьма обширных оросительных сооружений. <Оросительные сооружения, - пишет С.П. Швецов, - современные алтайцы приписывают отчасти китайцам, но главным образом тому народу, который оставил по себе память не только в виде следов орошения, но и каменные бабы, и многочисленные курганы, разбросанные по долинам, Алтая, и о которых алтайцы говорят, что они населяли страну до прихода их, алтайцев сюда>.
Действительно, хорошо известно, что и скифы, и наследовавшие за ними эту землю тюрки были кочевниками - скотоводами, а если и практиковали земледелие, как, например, северные алтайцы - кумандинцы, то очень примитивное - мотыжное.
Возвращаясь к истории г. Бийска, надо вспомнить еще одно очень интересное свидетельство.
Это карта известного исследователя Сибири, бывшего пленного шведского офицера Иоганна Страленберга. Здесь на слиянии Бии и Катуни он обозначил местонахождение золотого Идола, так называемой <Золотой бабы>.
С одной стороны это весьма неожиданно, так как легенды о <Золотой бабе> зародились в другом месте - в среде хантов и манси. И в географическом и в языковом плане - это совершенно другой регион.
Но не будем спешить с выводами.
Как известно из китайских и других источников, древние тюрки (предки алтайцев) ведут свое происхождение от гуннов или сюнну.
И вот какое сообщение мы встречаем у древнего китайского историка Сыма Цяня: <Весной следующего года (121 г. до н.э.) император Хань приказал Хо Цюйбину, занимавшему должность военачальника, выступить в о главе десяти тысяч всадников из округа Лунси. Пройдя более тысячи <ли> от гор Яньчжи, Ха Цюйбин напал на сюнну, убил и взял в плен свыше восемнадцати тысяч всадников и, разбив князя Сючу, захватил изображение золотого человека, употреблявшееся при жертвоприношениях Небу.>
Таким образом, мы видим, что некие золотые идолы, связанные с культом Тэнгри (неба) существовали в добуддийский период Центральной Азии.
Вполне возможно поклонение золотой статуе могло сохраниться вплоть до 18 в., ведь сам культ Тэнгр в среде алтайцев существует и ныне.
Древние легенды и мифы часто таят намеки, указания и знаки, которые прямо или косвенно могут привести нас к потрясающим открытиям. И может быть не случайно старообрядцы - бегуны в 19 в, составляя карты - маршруты пути в Беловодье, упоминали Бийск как один из перевалочных пунктов на этом сакральном пути.
Ведь как в любом сакральном путешествии, в путешествии в поисках своего истинного <я> важен не конкретный географический маршрут, прохождение километров пути, нет, напротив, важен некий ритуал, алгоритм пути символов. Вы вступаете в эту игру символов, в ожившую легенду и дальше она сама ведет вас к цели.
Есть информация, что Н.К. Рерих также имел в своем распоряжении карты старообрядческой секты <бегунов>, или <голбешников>.
И в 1926 г. по пути в Горный Алтай и Монголию он останавливается в Бийске, в местной гостинице <Деловой двор>.
Мистическую страну Шамбалу-Агарти <голбешники> называли Беловодьем, Опоньским царством, где <небо прилежит к земле>.
Это сеть тайных монастырей, где проживают блаженные <рахманы>. Они владеют доисторическими тайными науками, которые передают посвященным.
Шамбала, или <Великое братство Азии> находится в Западном Тибете, где-то вблизи границ Индии, Афганистана, Непала и Тибета. Но постоянного места у него нет, центр Беловодья перемещается из одного монастыря в другой. Туда могут попасть только те, кто посвящен в тайный знак Калачакры-<Колеса Времени>. Известно, что пещерные монастыри -ритриты были и в Горном Алтае, сакральные предметы культа из которых расбросаны ныне по разным хранилищам, не исключая и город Бийск:
Свое путешествие на Алтай Н.К. Рерих еще в Москве почему-то обозначил как вояж в Абиссинию, что могло показаться весьма странным,если..Если не знать того, что в Средние века Абиссинию, как и страну на полуострове Индостан, европейские географы именовали одним словом-Индия !
Для них это было одно культурно-историческое пространство, как, видимо, и для Н.К. Рериха Горный Алтай был составной частью Гималайско-Памирского массива и частью древней загадки:Незадолго до Н.К. Рериха Алтай посетил с секретной миссией известный оккультист и сотрудник ОГПУ А.В. Барченко,который, по показаниям его шефа Глеба Бокия, арестованного в 1937г., <установил связь с сектами <Беловодья>. И более того, <среди местных сектантов были установлены лица, совершавшие регулярные паломничества в находящийся за кордоном мистический центр>. 5
В начале 1990-х, когда потоки различной оккультной и прочей эзотерической литературы просто лавиной выплеснулись на жадные до новой информации умы советской интеллигенции, среди книжных развалов можно было встретить очень странную, и до сих пор еще не понятую большинством читавших ее, книгу.Она называлась <Калагия>, и была написана уроженцем села Алтайское Александром Наумкиным. Потомственный старообрядец А.Наумкин даже не имел высшего образования, но его книга поражает глубиной понимания тонкостей восточной метафизики, йоги, мистицизма в высшем смысле этого слова. Многие, лично знавшие Александра, не могли поверить, как этот в общем-то деревенский парень смог все это сам написать, создать !Без университетских библиотек, первоисточников, квалифицированных консультантов ! <Калагия>- само название книги наводило на некоторые догадки. Ведь именно это санскритское слово упоминается в работах и дневниках Н.К. и Е.И. Рерихов не иначе как <Зов Шамбалы> !
Часто бывая в Бийске, А. Наумкин способствовал созданию здесь одноименной эзотерической группы, которая с разными реорганизациями просуществовала почти до конца 1990-х гг..
Быть может, в стороне от промзон и шумных гипермаркетов, на окраине города, в старом домике еще горит лампадка под образом Божьей Матери в потускневшем от времени окладе рядом с маленькой золоченой статуэткой Белой Тары, и пожилая дама, в очередной раз перебирая длинный шелковый шарф- <хадак>, вспоминает того бородатого странника с лучистыми как у ангела глазами .
- Это тебе, девочка:от старцев,- сказал он, перекрестив, и по тибетскому обычаю надел ей на шею голубой шарф:
Список использованной литературы:
- Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и центральной Азии - Красноярский ун-т, 1992 г.
- Материалы по истории сюнну - М., <Наука>, 1977.
- Уманский А.П. Телеуты и русские в XVII - XVIII веках - Новосибирск, <Наука>, 1980г.
- Швецов С. П. Горный Алтай и его население. Т1 Кочевники бийского уезда - Барнаул, 1900 г.
- Андреев А.И. Оккультист Страны Советов.- М., Яуза,Эксмо, 2004 г.
"БиАлТур" - трансфер, размещение на базах
E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
zamchaloff2011@yandex.ru
Skype: zamchalov
ICQ# 457478910
Тел: (3854)31-11-10, 8-960-939-1155 (Viber, WhatsApp)
|