E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
ICQ#: 457478910 457478910
Телефон: +7 3854 311110,
Сотовый: +7 960 939 1155 (Viber, WhatsApp)

 

Назад    

Кастахтинские останцы как культовые объекты. Геолого-геофизическая специфика Уймонской долины

 

Согласно древним традициям алтайского народа, все, что создано Всевышним - Алтай-Кудаем - свято. Его творение есть большой нерукотворный храм.

 

В долине наших предков

Взгляд журналиста на тайну Кастахтинских останцов

Алтайцы считают, что у каждой горы, озера, цветка или жучка есть свой хозяин (дух-ээзи). В повседневном тесном общении с окружающей природой человек должен соблюдать определенные неписаные правила поведения, чтобы не разгневать духов своими поступками. С незапамятных времен строго запрещалось брать без нужды или брать больше меры дары природы. Ни один религиозный обряд алтайцев не обходился без слов восхваления величия, красоты и щедрости природы. Множество благопожеланий аборигенов адресовано создателю Алтая. В знак признательности, благодарности духам гор, рек, озер алтайцы по сей день привязывают на деревья полоски ткани (кыйра, jалама). Раньше алтайцы регулярно приносили в жертву своим божествам (добрым и злым духам) домашних животных. Вполне возможно, что священным культовым местом для проведения религиозных обрядов были в свое время Кастахтинские останцы. Что же думают по этому поводу местные старожилы? Какое значение они придают Кастахтинским останцам?

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ МЕСТНЫХ СТАРОЖИЛОВ

 

Понятно, что в Кастахте и Курунде нет очевидцев, которые могли бы подтвердить или опровергнуть одну из научных версий, что эти останцы являются ценными археологическими памятниками истории и культуры древних народов, населявших эту территорию. Но возможно, кто-то из старцев помнит, знает легенду об этих останцах (межелик). К сожалению, из беседы с местными старожилами выяснилось, что об этих природных объектах практически ничего не известно. На деревьях, растущих на этих сопках, не привязаны ленточки-кыйра. По мнению одного из старцев, на Алтае свято все, в том числе и так называемые останцы-межелики. Культовым же местом для проведения молебнов (мюргюля) с начала ХХ века является сопка Тюштенду близ Курунды. Что касается Кастахтинских останцов, то, по словам Г.И. Журавлевой, учителя школы, руководителя краеведческого кружка, в школьном музее хранится воспоминание одной местной бабушки. Во времена ее молодости один из останцов (около зерноскладов, дальше аэропорта) <как пирамида возвышался в Уймонской долине> и был полностью покрыт лиственным лесом. Со временем северная сторона останца была подорвана. В настоящее время эта сопка сильно уменьшилась в размерах. В.И. Катынов, бывший учитель истории, ныне пенсионер, рассказал о том, что до советского периода останцы считались сакральными местами. <Общеизвестно, что Уймонская долина в давние времена была дном океана, - говорит пенсионер, - в целом таких останцов в долине не пять, а несколько больше>. Разглядывая небольшие каменные сооружения, оставшиеся на этих сопках, он пришел к выводу, что раньше там проводили определенные религиозные обряды. Вполне возможно, что останцы хранят тайну связи тюркских племен с небом, космосом. По легенде, из них исходит определенный поток микрочастиц. Поднимаясь к небу, поток частиц может приобретать различные формы, предвещая тем самым катастрофы, беды. Увидеть этот поток частиц суждено не каждому.

Можно предположить, что речь идет об электромагнитных излучениях. Иначе как можно объяснить случай, произошедший с Г.И. Журавлевой и ее учениками. В один из февральских дней они отправились на останцы сделать фотоснимки. Они были необходимы для С. Сленской, ученицы 9 класса, которая писала научную работу по теме <Археологические памятники с. Кастахта>. Зарядив фотоаппарат новыми батарейками и фотопленкой, учительница тщательно закутала его, и группа отправилась в поход. Прибыв на место, Г.И. Журавлева обнаружила, что прежде исправный фотоаппарат не работает. Как человек, не верящий в мистику, она списала это на неисправность фотоаппарата. В итоге решено было запланировать еще одну поездку и сделать снимки в другой раз. Второй поход, неделей позже, оказался более удачным. Снимки сделали тем же фотоаппаратом с теми же батарейками и фотопленкой.

 

МИР ЖИВЫХ НАД МИРОМ МЕРТВЫХ

 

В отличие от тайны Кастахтинских останцов, практически каждый курундинец знает о том, что их село стоит прямо на курганах.

Само слово <Курунда> говорит само за себя. Л.К. Катынова, учитель алтайского языка, рассказала о нескольких вариантах топонима <Курунда>. <Корум> в переводе с алтайского языка - курган, <корумду> переводится как <расположенный на курганах>. Второе толкование от слова <курумник> - <россыпи камней>. По словам Л.К. Катыновой, карта археологических памятников района была сделана еще в довоенные годы. В разное время проводились исследования курганов Уймонской долины (Чендекские, Теректинские, Кастахтинские курганы). Курундинские же курганы остались неисследованными. Практически не изучены и Кастахтинские останцы.

Действительно, Курунда расположена прямо на курганах. В этом можно убедится воочию. Поскольку там есть древнее кладбище, значит, поблизости было и поселение. Предположительно они относятся к скифскому периоду, так как такие захоронения характерны для того времени.

Небольшие холмики цепочкой тянутся вниз по селу строго по направлению с севера на юг. Параллельно тянутся другие курганы. Возможно, многие из них выровнялись в результате хозяйственной деятельности сельчан. Тем не менее, часть курганов видна отчетливо. Был случай, когда трактористы намеревались разровнять все курганы, но старики запретили это делать. На одной из улиц, прямо на проезжей части дороги, заметен круг в земле, выложенный из камней. По рассказам местных жителей, раньше по нему ездили машины, однако по совету стариков дорогу сместили несколько ниже. Сами старики по курганам никогда не ходят, за это они ругают детей и наставляют их, чтобы не кричали громко вблизи захоронений. Предположительно, на одном из курганов стоит магазин. Некоторые дома тоже построены прямо на древних захоронениях. В народе поговаривают, что в одном из таких домов живет привидение.

Довольно странно, что алтайцы, зная о культе мертвых, могли поселиться прямо на могилах предков. Как выяснилось, Курунду основали русские переселенцы (около 4-5 семей). По словам местных жителей, именно в то время появились <бугорники>, люди, которые грабили курганы. Алтайцы же жили в с. Айялу (дальше от Курунды). Они стали заселять Курунду несколько позже. Курганы местные жители не трогают, боятся проклятия предков. Одна из курундинских бабушек, рассказывая о захоронениях, вспомнила легенду, которую она слышала от своих родителей. По легенде, в давние времена в этих краях жил такой народ - бурут. Когда среди темного хвойного леса стали расти белые деревья (березы), эти люди испугались. Они решили, что это плохое знамение, и захоронили себя камнями вместе со своей живностью и имуществом. Предварительно они выкопали для себя землянки.

  >РАЗГАДАЕМ ЛИ ТАЙНУ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО?

 

Как видно, курганы и останцы являются интересными свидетелями далекого прошлого. Важно правильно разгадать тайну, которую они хранят. Разгадав ее, можно заглянуть в глубь веков и узнать, как жили древние люди, наши предки, населявшие эти края, узнать их историю, культуру и религиозные представления. Неоценимую помощь ученым, исследователям могут оказать архитектурные памятники прошлого: останцы и курганы. Значит, их нужно беречь и охранять как святыни. Возможно, придет время, и нынешние загадки будут разгаданы.

Марина ТУРКУШЕВА.

 

 

Кастахтинские останцы как культовые объекты

В рамках программы по сохранению природного и этнокультурного наследия Республики Алтай особое значение приобретает изучение традиционного мировоззрения алтайских народов от древности до наших дней, традиционных религиозных культов, а так же культовых объектов, которые по ряду причин остаются довольно слабо изученными.

Основная причина заключается в необходимости комплексного подхода к исследованию исторических памятников с привлечением специалистов в области различных научных дисциплин. Культовые объекты на территории Алтае Саянского горного региона и в целом на территории Сибири зачастую представляют комплекс памятников различного назначения, включающий мегалитические сооружения, курганы, петроглифы, обо (тагылы) и другие памятники этнографического времени, а так же объекты природного происхождения. Кроме того, хорошо известно, что традиции почитания определенных культовых объектов сохраняются на протяжении веков и последовательно наследуются представителями различных этнических групп, населяющих регион длительное время.

Примером таких объектов могут служить останцы - одинокие скальные выходы на поверхности горной долины, многие из которых до сих пор имеют специфические местные названия (<Хижина горных духов>, <Маралье Сердце> и т.п.) и связанные с ними легенды. Определить назначение этих объектов позволяют визуально едва заметные искусственные выемки, насечки, рисунки, причем их система расположения редко бывает очевидной с первого взгляда.

Один из таких объектов был обследован авторами статьи - научными сотрудниками Республиканского краеведческого музея им. А.В.Анохина в ноябре 2001 г. В музей поступила информация от специалистов-геологов, что в Усть-Коксинском районе началось разрушение уникальных памятников природы - Кастахтинских останцов, а так же о том, что по некоторым признакам данные скальные выходы ранее использовались, в качестве <мест особого почитания>, как культовые объекты.

Уникальность Кастахтинских останцов, прежде всего, определяется большой древностью их происхождения. Внешне они представляют собой пять одиноко стоящих каменистых сопок, сходных по форме, возвышающихся над поверхностью Уймонской степи на 15-20 м. Останцы получили геологическое наименование по р. Кастахте (притоку р. Катуни), близ которой они расположены. В мае-июне 2001 г. один из останцов подвергся подрыву с целью добычи камня для укрепления берега Катуни.

В ходе экстренной командировки нами был осмотрен останец, ближайший к с. Усть-Коксе, в 2 км от полотна дороги Усть-Кокса - Тюнгур. Высота обследованного останца составляет около 20 м. Объект овальный в плане, по форме напоминающий муравейник. Восточный и западный склоны достаточно крутые и трудно проходимые из-за нагромождения крупных камней. Исходная форма северного склона неизвестна, так как именно он пострадал от подрыва, но, судя по следам вывоза камня, длина северного склона не превышала длину неповрежденного восточного и западного склонов.

Наиболее пологим и вытянутым на плоскости является южный склон останца. По южному склону от подножия до вершины проложена глубокая и ровная тропа, ориентированная строго по линии Ю-С, на всем протяжении практически без отклонений. Величина заглубления тропы на каменистой, слабо задернованной поверхности останца составляет 5-12 см на различных участках.

На вершине останца была обнаружена небольшая возвышенность из камней, несущих на себе явные следы воздействия человека. Один из камней вблизи высшей точки останца имеет подпрямоугольную уплощенную форму размером 1x0,2 м. Справа от него есть выемка искусственного происхождения, сделанная в боковой стенке вертикально стоящего камня. Эта выемка не могла появиться в результате воздействия окружающей среды в силу твердости породы (гранит), так же она не является результатом геологических работ. Диаметр выемки 15-20 см, глубина около 10 см. Возможно, она служила для фиксации какого-либо предмета. Вышеуказанные характеристики позволяют определить данное образование, как <жертвенник>. Именно к подножию <жертвенника> ведет тропа, строгая ориентация которой не является результатом случайного совпадения.

В 20 м от подножия останца, слева вдоль тропы расположен вертикально стоящий камень подтреугольной формы, острием указывающий на вершину. Левее от него, выше по склону на горизонтально лежащем камне были так же обнаружены выемки искусственного происхождения. Пять неглубоких ямок расположены по дуге относительно друг друга (<цепочкой>), шестая ямка - значительно глубже и больше в диаметре, четко просматривается на фотографии. Необходимо отметить, что ямки, равно как и вся остальная поверхность камня, плотно покрыты лишайниками, что указывает на их значительную древность.

При осмотре местности, непосредственно прилегающей к подножию останца, в 15-20 м от тропы, напротив южного склона был обнаружен округлый в плане объект высотой около 0,15-0,2 м, который можно идентифицировать, как поминальное или погребальное ритуальное сооружение, наземная часть которого была разрушена в результате сельскохозяйственных работ. Для точного определения назначения объекта необходимо провести разведочную шурфовку.

В 50-60 м к северо-востоку обнаружены скопления камней, вероятно, собранные в одно место в ходе сельскохозяйственных работ. Ранее они могли быть частью сооружения, входившего в данный культовый комплекс.

На аэрофотоснимках Уймонской долины начала 1960-х гг. фиксируются многочисленные археологические объекты по обе стороны р. Катунь, наземные части которых предположительно были снесены в ходе последовавшего освоения целинных и залежных земель.

В ходе работы над данной статьей мы получили информацию о существовании, по крайней мере, еще нескольких останцов, имевших культовое значение в различные исторические периоды. Так в монографии Л.С. Марсадолова приведено описание культового комплекса астрономического назначения, расположенного в долине р. Семисарт (Онгудайский район РА). В составе культового комплекса описаны курганы скифского времени, каменные выкладки, а так же останцы со следами использования человеком: наскальными рисунками и искусственными выемками на поверхности, сходными по описанию с найденными на поверхности Кастахтинского останца. Останцы Семисарта интерпретируются автором монографии как стационарные пункты для наблюдений за солнцем в дни летнего и зимнего солнцеворотов.

Фотография останца <Сыын-Чурек> (Маралье Сердце), находящегося в Центральной Туве, была опубликована в мартовском номере журнала <Родина> за 2001 год. На поверхности данного останца имеются наскальные изображения, относящиеся к хуннскому времени. Обращает на себя внимание и его форма, аналогичная форме обследованного Кастахтинского останца. У подножия останца <Сыын-Чурек> расположен крупный хуннский некрополь. Сам останец и прилегающая территория вплоть до настоящего времени пользуются особым почитанием у местного населения.

Наскальные изображения - <картинки>, судя по воспоминаниям стариков, были и на останце близ с. Теньга Онгудайского района (местное название <Времянка>). Туда по традиции ходят молодожены, чтобы повязать ленту-]алама. Так же, по сообщению Т.К. Бардина , местом поклонения горным духам была и остается одиноко стоящая гора близ с. Кулада Онгудайского района.

Практика использования останцов и небольших сопок (русское название - <яр>, <красная горка>) для совершения молений во время праздников, связанных с ключевыми датами солнечного годового цикла, зафиксирована у многих сибирских народов, а так же у русского старообрядческого населения Сибири.

Так в статье Г.В. Любимовой и О.В. Голубковой <Почитание крестов и культ гор в религиозно-обрядовой практике забайкальских старообрядцев> приводиться пример почитания трех гор в окрестностях г. Улан-Удэ, на которых старообрядцы-беспоповцы (группа старообрядцев, сохранившая наиболее древние черты в своей религиозно-обрядовой практике) совершали моления об урожае, о дожде, о здоровье детей.

Считалось, что с горы звонкая молитва быстрее долетит и отклик на такую молитву придет быстрее. Причем для совершения коллективных молений зачастую избиралась именно такая гора, на которую можно было подняться в течение дня или за несколько часов до восхода солнца, гора сравнительно невысокая, но отвечающая требованиям, предъявляемым к <святому месту>. Таким требованиям, несомненно, отвечали останцы, имеющие причудливую форму и специфические геолого-геофизические характеристики, вызывающие аномалии растительности на его поверхности и оказывающие воздействие на людей, которое чуткие люди умели отслеживать и целенаправленно использовать.

Каково же назначение всего Кастахтинского культового комплекса? Для получения ответа на этот вопрос необходимо не только проведение разведочной шурфовки, но и, прежде всего, нанесение контуров самого останца и всех обнаруженных объектов искусственного происхождения, включая тропу, камни с выемками, жертвенник и т.д. как на поверхности останца, так и за его пределами, на карту-схему с разметкой по сторонам света и привязкой к ближайшим географическим объектам. На карте станет наглядной система расположения данных объектов, которая, несомненно, имеет место, если останец использовался в ритуальных целях.

Кроме того, для проверки возможной астрономической приуроченности данных объектов необходимо проведение ночных наблюдений на месте. А обнаружение астрономического назначения здесь весьма вероятно, так как останец удален от хороших источников воды, а значит и от мест стационарных поселений, как современных, так и древних. С вершины обследованного нами останца открывается прекрасный вид на окружающие Уймонскую долину горные цепи Катунского и Теректинского хребтов и на бескрайние просторы горного неба. Именно места, открывающие широкий обзор, традиционно избирались для совершения обрядов поклонения духам стихий, согласно этнографическим данным.

Не вызывает сомнения, что необходимо тщательное обследование и других Кастахтинских останцов и нанесение их и сопутствующих объектов, если таковые будут найдены, на общую схему расположения.

Проблема датировки Кастахтинского культового комплекса, по аналогии с останцом Семисарта и <Сыын-Чурек>, может быть решена путем изучения сопутствующих объектов, расположенных у подножия останцов, а так же на прилегающей территории. Так исходя из датировки Кастахтинских курганов, можно предположить, что начало использования останцов в качестве культовых объектов приходиться на середину I тыс. до н.э. (<скифское время>). Уточнение датировки может дать анализ лишайников из искусственных выемок на поверхности останца.

Итак, на наш взгляд, имеется достаточно материалов для постановки новой исследовательской задачи, а именно: останцы как культовые объекты. Решение этой задачи возможно при сотрудничестве специалистов геолого-геофизического профиля со специалистами археологами и этнографами. Особенно перспективной представляется решение этой задачи на территории Алтае-Саянского горного региона, как наименее урбанизированной территории, где памятники культового назначения сохранились до наших дней в естественной среде и где люди сохранили многие традиции и поверья, связанные с почитанием живой Природы.

Открытия, совершенные в последнее время в области древней астрономии и металлургии, а так же традиционной медицины сибирских народов вынуждают ученых изменить мнение о познавательных способностях создателей не урбанизированной культуры и призывают всерьез без предубеждения начать изучение культовых объектов с целью выяснения тех характеристик данных памятников, которые позволят судить об их назначении и системе расположения на карте РА. Именно изучение этого типа археологических памятников дает ключ к мировоззрению народов-создателей. Причины выбора того или иного объекта обусловлены знаниями и представлениями об окружающем мире, берущими начало в глубокой древности и существующими в настоящее время.

(Е. Королева, зав. Государственным музеем-заповедником им. Н.К. и Е.И. Рерихов, С. Трифанова, аспирант кафедры археологии ГАГУ)

 

 

Геолого-геофизическая специфика Уймонской долины

В ходе работы неожиданно для исследователей обнаружилось, что останцы <Уймонской долины> (Кастахтинские, Горбуновские и др.) характеризуются нестандартным поведением геофизических полей как по интенсивности, так и по периодизации вариаций. В этом отношении является весьма показательным распределение вертикального градиента магнитной индукции на первом Кастахтинском останце. Обращает на себя внимание сама топология магнитного поля, его <организованность>, высокая градиентность и вертикальная инверсия напряженности. Устойчивая локализация такой конфигурации и активности магнитного поля сопровождается и аномалиями естественного электрического поля по отношению к сопредельным участкам. Установленная неоднородность структуры полей в пределах этого останца позволяет сделать предположение о том, что причина генерации этих геофизических процессов заложена в тонком механизме взаимосвязи объемных зарядов в верхнем и нижнем полупространстве. Функционирование источника тока на останце, приводящего к индуцированию заряда на поверхности, обусловлена процессами накопления и релаксации структурных напряжений. Но этого недостаточно для выявления столь высокой интенсивности, поэтому необходим еще источник внешних возмущающих факторов из верхнего полупространства.

Спорадичность проявления аномального поведения геофизических полей на данном останце, видимо, увязана с неустойчивостями в приземной атмосфере и особенно с ее электрическими характеристиками. Плотность зеркального заряда в приземном слое воздуха определяется динамикой аэрозольных частиц, их подвижностью, спектральным составом нейтральных и заряженных частиц, их концентрацией и ионизирующими факторами. Но ответы на эти вопросы требуют глубоких и длительных исследований. Тем более, что в некоторых участках останцов отмечалась повышенная (2-3 фона) радиоактивность.

Конечно, специального исследования геофизических полей не производилось на всех останцах, работа велась попутно. Но и те результаты, которые уже получены, позволяют сделать предположение о том, что система останцов в Уймонской долине значительно влияет на атмосферную электродинамику и прямо связана с проявлением грозоактивности. Более того, эти участки представляют собой уникальные геофизические объекты и подлежат дальнейшему серьезному изучению. Если в отношении роли нижнего полупространства (литосферного) имеется ряд серьезных представлений о механизме электрогенерации, то характер внешнего воздействия (со стороны верхнего полупространства) просто еще предстоит выяснять. Тем более, что было несколько случаев регистрации импульсных <бросков> напряженности магнитного поля до ЮООнТл.

Проведенные исследования геофизическими методами показали достаточную информативность магнито- и электроразведки при локализации зон электрогенерации на останцах. Следует восстановить вариационные наблюдения с целью выработки устойчивых критериев прогноза вариаций полей и выполнения функциональной роли останцов в микроклимате долины. Природа указанных вариаций полей, по всей видимости, заключается во взаимодействии литосферных и атмосферных токовых полей.

(Выдержки из статьи А.Н. Дмитриева <Уникальные геофизические свойства останцов Уймонской долины Усть-Коксинского района>)

 

"БиАлТур" - трансфер, размещение на базах
E-Mail: ivan@mail.biysk.ru
             zamchaloff2011@yandex.ru
Skype: zamchalov
ICQ# 457478910   
Тел: (3854)31-11-10, 8-960-939-1155 (Viber, WhatsApp)

 

КОРЗИНА
Кол.товаров: 0 шт.
На сумму: 0 руб.

АВТОМОБИЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ЧУЙСКОМУ ТРАКТУ

 

Продам турбазу и пасеку на берегу Катуни в Усть-Коксинском районе Горного Алтая

 

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО БЕЛОКУРИХИ

 


База
"Зеленый дом"

 

Официальный сайт

 
ВНИМАНИЕ ПОГРАН-ЗОНА !!!

 

Осенняя рыбалка на хариуса на Катуни !!!

 

Походы по Алтаю, Саянам, Крыму

 

Отдых в Чемале (размещение, баня, бильярд, кафе)

 

Национальное кафе в Тюнгуре

 

 

ФОБОС: погода в г.Бийск
ФОБОС: погода в г.Горно-Алтайск
ФОБОС: погода в Усть-Коксе













 

© I.J.Z.Web