Горы в этнической культуре народов Южной Сибири и Монголии (опыт сравнительного анализа)
Рассматривая мифы, легенды народов Южной Сибири, Монголии, других горных зон Северной Азии, можно отметить их характерную особенность - это своеобразный культ гор, возвышенностей и горных пещер.
Конечно, подобные культы не являлись исключительной особенностью народов данного региона. Мы можем вспомнить легендарный Олимп - местообиталище богов древней Греции, или Сумеру - мифическую гору - центр мира в мифологии Вед и буддийского Востока; пять священных вершин (бао-шань) в мифологии древнего Китая, священную гору Синай, на которой Моисей (Моше) получил от Яхве 10 заповедей, или холм Мориа в Иерусалиме, где стоял легендарный храм царя - священника Мелхисидека, а затем храм Единого Бога, построенный Соломоном (Шломо).
В культуре многих народов горы являлись не только местами религиозного поклонения, но и особыми центрами, символами, вокруг которых формировались целые этносы и отдельные народности.
Так, по приданиям алтайцев, их предки "тюгю" из хуннского рода Ашина ведут свое происхождение от некой волчицы, родившей десять сыновей в одной из священных пещер Горного Алтая. "Со всех четырех сторон пещеры лежат горы. Здесь укрылась волчица и родила десять сыновей. Впоследствии каждый из них составил особливый род." (Бичурин Н.Я., 1950 г, с.220-221). Хорошо известны аналогичные генеалогические сказания о пещере и волчице также и в Монголии. (Мифы Народов Мира, 1987, с.183).
По одной из легенд, великий завоеватель Чингисхан был похоронен в одной из пещер его родовой горы Бурхан - Халдун, месте рождения всего монгольского этноса. Но, где находится точно это место, никто не знает:
На Алтае, в Хакасии, Туве многие горы имеют также привязку к какому- либо роду, где по представлениям аборигенов и обитают души предков данного рода.
Гесер, герой одноименного монголо-бурятского этноса, после своей смерти попадает внутрь монолитной скалы, которая лишь на мгновение, как в сказке о Али-бабе и сорока разбойниках, раскрывается бездонной полостью, чтобы в следующий миг стать вновь непреступным монолитом. (Тиваненко А.В., 1989г, с.169).
Помимо генеалогического, горы имели также всегда и космогоническое значение. Так в знаменитом алтайском эпосе "Маадай - Кара" есть такие строки:
"Горой на берегу речном
У девяти горнистых скал
Аил в сиянье золотом
Стогранный каменный стоял.
Близ входа в каменный дворец
Литая коновязь была,
Ее серебряный конец
Глубь поднебесья приняла,
Другая коновязи часть
В мир подземельный уперлась.
В подземном мире - Айбыстан,
В заоблачном - Юч - Курбустан"
(Маадай - Кара, 1979г, с.15)
Гора в виде золотого аила в алтайском эпосе хорошо конвергируется с ведической легендой о рождении богов, всего мироздания из "золотого зародыша" или яйца.
Согласно "Ригведе", "золотой зародыш" - изначальная первопричина всего существующего. "Шветашватара - упанишада" же приписывает акт создания "золотого зародыша" богу Рудре, чьим символом был металлический брусок (сравните с литой коновязью в алтайском эпосе!). (Бонгард - Левин Г.М,, 1980г, с.293).
Аналогичная идея яйца - первозародыша наблюдается в композиции буддийских ступ Гандхары, центральный объем которых именовался "Андра" (яйцо) или "Гарбха" (чрево) и имел вид цилиндра, увенчанного утяжеленным куполом. (Пугаченкова Г.А., 1982г, с.26).
Древнейшие представления о горе или холме, как космогоническом, порождающем начале мы находим в цивилизации Древнего Египта. Вот что пишет российский египтолог О.И. Павлова по этому поводу: "Представление об изначальной суше, возникшей из водяного хаоса, было широко распространено в древнем Египте. Каждый более или менее значительный храм, которому приписывалась особая роль в процессе создания мира, объявлялся первоосновой бытия - первобытным холмом". Святилище Амона в Карнаке также величалось "горизонтом на земле, холмом великолепным изначального времени". Возможно, и постамент статуи бога воспринимался в некоторых случаях как "первобытный холм", на котором возник бог - демиург, приступивший затем к сотворению мира". (Павлова О.И., 1984г, с.71).
Скифские курганы в Горном Алтае тоже, видимо, были своеобразной имитацией "первобытного холма", а многие деревянные предметы, найденные в них, покрывались изначально золотой фольгой: Что это? Намек на "золотой зародыш" и новое возрождение?
Так, например, в тибетских генеалогических мифах повествуется, как прародитель Ярлунгской династии Ньяти - цзанпо спустился с неба на "гору богов" (Lha-ri) по небесной нити (rmu-thag). По этому же пути тибетские цари - небожители "поднимались " и обратно: "Когда наступал конец жизни правителя божественного происхождения, его тело исчезало, таяло как переливы радуги". (Герасимова К.М., 1989, с.175).
Э. Хаарх приводит термин из дуньхуанского манускрипта - dbu skas - "лестница головы". Смысл термина понятен: после смерти душа выходит через макушку черепа - это небесный путь души в область богов. (Герасимова К.М., 1989, с.175).
В Ламаизме, имеющем традиционно широкое распространение на территориях Монголии, Тувы, Бурятии, подобная практика умирания является основой тантрической системы "пхова". (Геше Джампа Тинлей, 1996г, с.16-20).
Что интересно, современные алтай - Кижи, сохраняя традиции предков, при въезде на горный перевал обязательно касаются макушки головы или слегка поглаживают ее. На некоторых перевалах можно встретить священные Обоо (рукотворные горки из камней) с белыми лентами "чалама" - знак почитания местного духа - покровителя.
Как пишет Н.А. Алексеев, "наряду с родовыми горами, по верованиям южных алтайцев, были священные горы, почитавшиеся всеми, независимо от принадлежности к тому или иному роду. К числу таких гор относились Юч Сюмер, Бий-биче, Алтын-туу. Эти горы и теперь считаются запретными для охоты, пастьбы скота, заготовки дров, т.к. в представлении стариков звери, деревья и травы на этих горах принадлежат только духу - хозяину "Ээзи". (Алексеев Н.А., 1980г, с.65).
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что горные цивилизации как Южной Сибири и Монголии, так и других уголков планеты несут в себе, в своей культуре мощный потенциал духовного обновления, выстраивания той изначальной иерархии ценностей, которая была характерна для всех великих культур прошлого.
Список литературы:
- Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири -Н., "Наука", 1980г. -316с.
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т.1 -М., Л., Изд-во Академии Наук СССР, 1950г. -380с.
- Бонгард - Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М., "Наука", 1980г. -333с.
- Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. -Н., "Наука", 1989г. -320с.
- Геше Джампа Тинлей. Тантра - путь к пробуждению. - Сп-б., "Ясный Свет", 1996г.
- Маадай - Кара. Алтайский героический эпос. - Г-Алтайск, Алтайское книжн. изд-во, 1979г. -270с.
- Мифы народов Мира. Энциклопедия. Т.1 - М., "Советская Энциклопедия",1987г. -671с.
- Павлова О.И. Амон Фиванский. Ранняя история культа (V - XVII династии) - М., "Наука", 1984г. -175с.
- Пугаченкова Г.А. Искусство Гандхары. - М., "Искусство", 1982 г. - 195с.
- Тиваненко А.В. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху камня и бронзы. - Н., "Наука", 1989г.- 202 с.
Автор статьи: Ерошкин Д.В.
Историк - краевед.
Преподаватель истории профессионального училища N 4
659315 г.Бийск Алтайского края, Горно-Алтайская,60
тел./факс 234-116
viktor-4@mail.biysk.ru
|